Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Елена Бухмак Нет, конечно, о Сергее Клевенском я наслышана. О том самом, который и с Анжелой Манукян играл, и Зуле Камаловой подыгрывал, и с самим Старостиным в дружбе состоит. И даже легендарную его биографию знаю: дескать, родился в XVII веке, в городе Верона, и был Арнольдом наречен, в честь не кого-нибудь, а губернатора Шварцнеггера, который должен будет появиться на свет почти через триста лет. Потому, когда представился шанс не просто с горцем познакомиться, а еще и на мастер-классе его побывать, все дела и делишки были отложены на потом, и я смело зашагала в «Билингву». Духовика-инструменталиста вычислить не сложно: не по походочке, нет, а по красной шапочке. Яркая бандана – фирменный атрибут Сергея – то там, то сям мелькала по залу клуба, вырисовывая витиеватую траекторию перемещения музыканта. Наконец, когда все страсти улеглись, а люди уселись, Клевенский поднялся на сцену и без лишних увертюр, прологов и прелюдий достал из пастушьей сумы калюку – «инструмент для ленивых мужчин». По своей сути калюка - это древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты. В Хакасии, на Алтае, в Башкирии, Казахстане и Татарстане калюка известна под никами «Шоор», «Хобырах», «Курай» или даже «Сабызги». Верхняя часть инструмента оформляется в виде свистка. Звуки калюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Вообще, калюка - скорее не мелодический, а ритмический инструмент, с помощью которого музыканты усиливают ритм песни. На Руси такая флейта обычно использовалась пастухами для выпаса коней, потому калюку еще называют «трубкой коневодов». Когда фокусы с калюкой подошли к концу, Сергей достал русский рожок, который использовался уже для выпаса коров. Кстати сказать, не исключено, что теми же пастухами и использовался - инструмент-то опять сугубо мужской, и, вообще-то, не самый сложный. Зычное, пронзительное звучание совершает чудеса не только с коровами – под очарование попали все посетители клуба. Русский рожок (не путать с владимирским) называют также «жалейкой», что откровенно намекает на тембр инструмента: плачущий и жалостливый. Именно поэтому в некоторых губерниях игра на таком рожке была обязательным атрибутом печальных поминальных обрядов. Кстати, не подумайте, что семинар был посвящен исключительно мужским музыкальным инструментам. После игры на калюке и жалейке Сергей очень вдохновленно рассказал и о женских кувиклах, или кугиклах (от «куга» - камыш). Это русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Завершая лирическое отступление о широко популярном инструменте на Руси и в Украине, Сергей резюмировал: «А вообще, наши женщины – лучшие женщины в мире», снискав тем самым не только уважение, но и искреннюю любовь у сидящих в зале дам. Но чтобы на всякий случай не разгневать находящихся подле мужчин, Сергей быстренько продемонстрировал и инструмент-унисекс - русскую сопель (укр. - сопилка, белорус. - дудка), на которой играть позволено и подвластно абсолютно каждому. После демонстрации русских духовых, очередь дошла и до иностранеров. Первой была представлена китайская волынка – хулуси. Честно говоря, на волынку этот инструмент похож меньше всего, скорее, на детскую погремушку. Но на то они и китайцы - все у них не как у людей. Название инструмента – «хулуси» («биландао») - имеет садово-огородную этимологию: «хулу» переводится как тыква, «биландао» - тыква, в которую воткнули бамбук. Несмотря на свой крайне экзотичный внешний вид, хулуси - это флейта, вернее, три флейты, воткнуто-втыкнутые в общий корпус из тыквы. Одна из этих флейт - с дырками, мелодическая; остальные две - без дырок и дают только один тон (т.н. волыночный тон). Волыночные трубки можно заткнуть, и тогда хулуси будет звучать как обычная бамбуковая флейта – мелодично, нежно и певуче. С открытыми же волыночными трубками инструмент превращается в натуральную волынку. Вот и спрашивается: кельты! Ну и зачем таскать за собой здоровенный бурдюк, когда есть компактная игрушка-погремушка с возможностями почти синтезатора? Ну, а после были волынки уже привычного нам вида: ирландские, испанские и даже эс-тонские. Конечно, до оригинальной фантазии китайцев европейцам далековато, но звук их инструменты издают отличнейший – пронзительный и мощный. Под занавес Сергей рассказал свою теперь уже настоящую творческую биографию (не менее, между тем, интересную и даже удивительную, чем веронская версия), поведал об особенностях национальных музыкальных игрищ в Узбекистане и посвятил всех пришедших в таинство восхитительного проекта «Этносфера». И далее – классика жанра: все желающие сдали анкеты, и в итоге Кузнецова Аня ушла с новой шикарно оформленной пластинкой Сергея Клевенского «Кровь с молоком», Завгородная Наталья завладела дисконтной картой, дающей чудовищную просто скидку во всех музыкальных магазинах сети DYNATONE, а Филатов Сергей (как выяснилось, большой друг Клевенского и организатор «Этносферы») волею случая стал «счастливым обладателем» привлекающей внимание каждого футболки JET. И разумеется, как и положено необычному семинару, закончился он также необычно: на сцену выскочил затаившийся в засаде Марат Шункар, своеобразный, я бы сказала, рубаб в кустах. И что тут началось – фантастика просто, натуральный диалог культур! Сергей, представляющий Европу, лабал на волынке, Марат-азиат достал рубаб, а играли они не что-нибудь, а уже полюбившуюся посетителям семинаров Learnmusic американскую «Take five» Пола Дезмонда. Что ж, диалог удался и оказался как нельзя кстати – лозунг «Мир, дружба, жвачка», как и положено в первые дни мая, на этот раз был озвучен совершенно новыми интонациями. Спасибо! |