Вот смотрю я на этого человека, и невольно мысль выскакивает: неужели это он будет о кризисах рассказывать? Уж больно не вяжется сия проблемная тематика, гнойными ранами источившая чуть ли не все сферы сегодняшней социальной действительности, с добродушной и просветленно-позитивной внешностью сегодняшнего гостя программы. Но что уж поделаешь, тема в той или иной мере касается всех, и даже далеким от финансовых и творческих переживаний личностям есть что сказать по этому поводу.
Излучая какую-то почти наивную простоту, Паскаль, некогда известный как Павел Титов, перемещался по студии легко и стремительно, будто перепархивая с место на место, успевая при этом и с семьей поговорить, и с ведущим о чем-то посмеяться, и со звукорежиссером посоветоваться. Мягкая улыбка, как мне показалось, не покидала его лица ни на секунду, обаяние так и светилось, озаряя пространство клуба ничуть не хуже операторских ламп. Однако наступил ответственный момент, и Паскаль, с благоговением объяв гитару, занял стульчик на сцене, где рядом устроился Александр Лучков.
С первых минут разговора стало ясно, что рассуждения на общественно значимые темы Паскалю на самом деле отнюдь не чужды. Умозрительность музыканта в сочетании с обширным, по всей видимости, опытом сделали беседу интересной и подчас заворачивающей в неожиданную сторону.
Мнение о том, что экономический кризис – что-то вроде политического фарса, слышать приходилось неоднократно. Примерно такой точки зрения придерживается и Паскаль. Кризис в его видении – некая зомбирующая штуковина, позволяющая ввести людей в определенное состояние дестабилизации – тем, что лишает их уверенности в завтрашнем дне, возможности планировать что-то вперед. Таких людей можно легко подсаживать на что угодно.
Конечно же, самые неподдающиеся этому люди – музыканты, поэты, художники и прочие субъекты творческих профессий. Ведь и в условиях общего кризиса они могут продолжать заниматься любимым делом, получая за это пусть и не самые большие, но вполне ощущаемые деньги. Так что для музыкантов, в общем-то, ничего не изменилось, разве что канула в былое возможность выступать на корпоративных мероприятиях.
Однако истинно творческим людям это лишь на пользу. Музыкант, как и, к примеру, художник, всегда должен быть чуточку голодным – это голод постоянных исканий, заставляющий человека двигаться дальше. Кризис – очень хорошее время, чтобы что-то писать – песни аж сами приходят. Именно потрясения заставляют оглянуться и посмотреть, что на самом деле творится за иллюзией «налаживающейся» жизни. Такие внезапные прозрения и выливаются в песню, выражаясь в мелодии и словах. А лишний жирок порой надо стряхивать.
Большинство музыкальных коллективов в финансово неблагоприятный период «разваливаются» из-за того, что для их членов теряется основание существовать вместе – меньше публики, меньше слушателей, меньше денег. Группу «Паскаль» такая судьба обошла стороной – благодаря выраженной самобытности каждого из ее музыкантов, которые находят десятки иных способов прокормиться с помощью своих талантов. Еще одно подтверждение старой истины – лишь единство самостоятельных и самодостаточных отличается настоящей выживаемостью и устойчивостью.
Как обычно, разговор не обошелся без обсуждения музыкального образования – на этот раз с позиции выгоды его наличия в условиях кризиса. Однако все сильно зависит от случая – образование надо уметь использовать, и если оно реально качественное, это большой плюс. С другой стороны, достичь многого можно и без него, используя известные механизмы шоу-бизнеса. Вопрос лишь в том, что именно окажется итогом такой деятельности – известность или популярность. Вещи это разные. Но в любом случае образование дает вкус, а это для музыканта очень существенно.
Где же можно зарабатывать деньги с помощью гитары? Именно так прозвучал вопрос одного из телезрителей. А можно – на Арбате, в переходах, на рынках (тут Паскаль сам поделился своим горьким опытом) и так далее. Главное не сдаваться, играть, оттачивать свое мастерство.
Туже всего в нашей стране приходится музыкантам провинции, у которых, по сути, кризис наблюдается пожизненно. Как им быть, Павел объяснил без проблем. Сам будучи провинциалом, он постулировал: нет никаких преград для человека уверенного и устремленного! Есть множество препятствий, но если честно и целиком отдаваться своему делу, то все они преодолеваются.
Что касается рецептов, выводящих из кризиса (по крайней мере, душевного), то есть один стопроцентно надежный и самый что ни на есть музыкальный. Это – песня. Просто берешь инструмент, садишься – и поёшь. Вот, собственно, и весь рецепт. А что касается «раскрутки» по Интернету (в последнее время трактуется музыкантами как очень перспективное занятие), то здесь есть один нюанс. Такой вариант самореализации бесплатен, но бесплатен с обоих сторон: вы не платите и вам не платят!
Сегодняшние призы, превосходно и неоднократно разрекламированные Паскалем, выглядели весьма скромно, но звучали вполне живо и антикризисно. Тамбурин VESTON достался, конечно же, нашему активному и упорному завсегдатаю Владиславу из Сыктывкара. Вот только на этот раз его вопросы отличались каким-то мрачным оттенком и сквозили негативным мироощущением, что вызвало искреннее сочувствие со стороны Павла. Кабасу VESTON выиграл Дмитрий из Пензы, ответивший на спец.вопрос о творчестве Паскаля.
Песни Паскаля, наполненные радостной теплотой и необычайной легкостью, очень украсили вечер, окончательно лишив беседу всякой проблемности и колючести, несмотря даже на ее, казалось бы, животрепещущую тематику. Все же истинному музыканту кризис экономический никак не вредит, а скорее наоборот идет на пользу, ибо способствует развитию и реализации творческого потенциала. Кризис душевный – штука более гораздо более неуютная, однако именно в период финансового запущения его следует опасаться в последнюю очередь. Но даже если вы попались в такую ловушку, то у вас есть одно надежнейшее лекарство – ваша собственная песня. Пойте и помните, что нет никаких преград и потолков!