Репортаж: Мыкола Фёдоров.
Сергей Манукян произвел поначалу весьма странное впечатление. Грузный, подслеповатый, какой-то слегка… «замороченный» что ли? Но это – на первый взгляд, как оказалось, обманчивый и едва ли соответствующий истине хоть на десятую часть. Такая иллюзия затрещала по швам в момент, когда Манукян начал рассказывать, ну а как дело дошло до исполнения (и не просто исполнения, а импровизации!), то она и вовсе рассеялась горстью пепла на ветру. Именно тема импровизации оказалось центральной в этот вечер LearnMusic, и найти на обозримом закулисном пространстве более подходящего музыканта было бы задачей не из легких. И не важно даже, что голос Сергея, наверное, в силу переменчивых метеоусловий, на момент семинара оказался чуть охрипшим. Это, скорее, даже добавило в происходящее антуража и самобытности.
![](../imgreport/lm20090527234400.JPG)
Музыка, которой живет Сергей, называется джаз. Любые пояснения тут, пожалуй, излишни, остается лишь сделать акцент на особую роль импровизации в этом широчайшем музыкальном явлении. А если учесть, что мастерство Манукяна далеко не ограничивается владением только каким-либо одним инструментом, то мастер-класс с ним в главной роли представляется особенно ценным и интересным.
Сначала гость программы исполнил композицию, пребывая на сцене в качестве клавишника и вокалиста. Причем вся она, от начала до конца, звучала для зрителей впервые, и, скорее всего, впредь больше не зазвучит. Импровизацию вообще лучше никогда не повторять, иначе она рискует потерять свою ценность и преобразоваться в «рядовое» соло.
![](../imgreport/lm20090527234534.JPG)
Качества, необходимые джазмену (помимо пресловутых слуха, чувства ритма и проч.) – это, конечно же, целеустремленность, решительность, вера в победу и самого себя. Кроме того, важно трудолюбие: занятие музыкой – это труд, которому следует себя всецело и полностью посвятить. Бывает, что люди уходят из музыки, движимые какими-либо другими приоритетами, и тогда, как правило, музыка покидает и их. Если вы хотите оставаться истинным музыкантом, то от Манукяна вам искренний совет: постарайтесь не изменять музыке!
Намерения, сила желания значит для музыканта многое. Сергей привел в пример одного из своих друзей-музыкантов, который добивался звука электрогитары на обычной акустике бесхитростного советского производства, что удавалось парню благодаря необычайной силе желания. Когда мы чего-то очень хотим, то оно в той или иной мере всегда сбывается.
![](../imgreport/lm20090527235147.JPG)
Сергей – известный джазовый мультиинструменталист. В далекие семидесятые он начинал свой музыкальный путь с ударных инструментов. О пользе владения несколькими инструментами и, в частности, барабанами, он рассказал отдельно. Барабаны в первую очередь хороши тем, что развивают организацию ритма – одну из важнейших составляющих музицирования. Знание ритма, понимание его сущности дает любому музыканту колоссальные преимущества, ну а умение владеть другими инструментами (или хотя бы разбираться в принципах их использования) позволяет тонко чувствовать музыку, представлять особенности аранжировки. И все-таки здесь надо знать меру, ибо, как говорится, кто везде – тот нигде, и одинаково преуспевать на десяти фронтах на вряд ли получится.
С клавиш Манукян переместился за ударную установку, где показал замечательный, динамичный джазовый бит. Видно было невооруженным взглядом, насколько этот человек знает ритмику изнутри.
![](../imgreport/lm20090527235016.JPG)
Если вас смущает, что все, что можно было сыграть, уже сыграли, то можете попросту забыть об этой отдающей обреченностью мысли. Вам вовсе не придется заново открывать Америку – сочиняйте, играйте, пробуйте, продолжая уже начатое в контексте своего «Я». Ведь и это – вполне достойная для музыканта цель. В сопровождение своей речи Манукян исполнил знаменитую «Beautiful Love» в двух совершенно разных вариантах: меланхолично-задумчивом и бойком, танцевальном.
Отдельный вопрос, не дающий покоя нашим джазистам, касается освоения сложных и непривычных россиянам афро-кубано-латиноамериканских ритмов, таких как босанова, румба и другие. Сергей явно прошел стадию их освоения уже давным-давно: демонстрация, исполненная тут же, блестяще это подтвердила. Закрепил он ее своеобразным советом: чтоб прочувствовать осваиваемый ритм и понять его, нужно его пропевать. А при достижении здесь определенного мастерства – глядишь, и барабаны как таковые не понадобятся!
![](../imgreport/lm20090527234806.JPG)
Начинающему джазмену нужно знать в первую очередь две вещи. Первая – это то, что ему предстоит играть джаз. Несмотря на некоторый каламбур, это вещь вполне определенная и необходимая – трудно, плохо разбираясь в джазовой музыке, осваивать этот горизонт. Вторая вещь – умение хорошо разбираться в музыке вообще, в самом широком смысле этого слова. Чем глубже и обширнее будут эти знания, тем легче будет музыкантский путь.
Джазменам, уже начавшим, Сергей посоветовал наращивать студийное мастерство, упорно его оттачивать, анализируя собственные действия и все больше углубляясь таким образом в музыку. А это в свою очередь скажется уже на сценическом самочувствии, которому, кстати, Манукян, в отличие от многих других гостей LearnMusic, внимания практически не уделил. «Углубляйтесь в музыку – и у вас все получится!» - постулировал он.
![](../imgreport/lm20090527235311.JPG)
Как правильно заметил один из телезрителей, Манукян при исполнении импровизации будто витал где-то в ином измерении, вдохновлено закрыв глаза и наполнив движения рук легкостью и плавностью, из-за чего создавалось ощущение полного отключения от реальности. Действительно, пояснил Сергей, в такие моменты думать о чем либо противопоказано, ибо отвлекает от главного – исполнения музыки. Это одна из немногих ситуаций, когда умственная активность оказывается не просто ненужной, а лишней и нежелательной.
Конечно, и в этот раз были разыграны призы. Владиславу из Сыктывкара, по всей видимости, скоро потребуется пополнение комплекта мебели, так как наши призы так и устремляются к нему сплошным потоком. На этот раз он получил мини-шейкер Meinl. «Старшего брата» этой полезной штуковины (шейкер более внушительных габаритов) заполучил Олег из г.Пермь.
![](../imgreport/lm20090528000036.JPG)
Манукян успел еще вкратце осветить тему собственных релизов, на которых он участвовал и как барабанщик, и как клавишник, и как много кто еще. Этим он в очередной раз подтвердил свою репутацию как джазмена с прекрасным пониманием сущности ритма, обладателя хорошей музыкальной интуиции и глубокого знания музыки, а также как отличного импровизатора.