Репортаж: Мыкола Фёдоров.
Сергей Манукян произвел поначалу весьма странное впечатление. Грузный, подслеповатый, какой-то слегка… «замороченный» что ли? Но это – на первый взгляд, как оказалось, обманчивый и едва ли соответствующий истине хоть на десятую часть. Такая иллюзия затрещала по швам в момент, когда Манукян начал рассказывать, ну а как дело дошло до исполнения (и не просто исполнения, а импровизации!), то она и вовсе рассеялась горстью пепла на ветру. Именно тема импровизации оказалось центральной в этот вечер LearnMusic, и найти на обозримом закулисном пространстве более подходящего музыканта было бы задачей не из легких. И не важно даже, что голос Сергея, наверное, в силу переменчивых метеоусловий, на момент семинара оказался чуть охрипшим. Это, скорее, даже добавило в происходящее антуража и самобытности.
Музыка, которой живет Сергей, называется джаз. Любые пояснения тут, пожалуй, излишни, остается лишь сделать акцент на особую роль импровизации в этом широчайшем музыкальном явлении. А если учесть, что мастерство Манукяна далеко не ограничивается владением только каким-либо одним инструментом, то мастер-класс с ним в главной роли представляется особенно ценным и интересным.
Сначала гость программы исполнил композицию, пребывая на сцене в качестве клавишника и вокалиста. Причем вся она, от начала до конца, звучала для зрителей впервые, и, скорее всего, впредь больше не зазвучит. Импровизацию вообще лучше никогда не повторять, иначе она рискует потерять свою ценность и преобразоваться в «рядовое» соло.
Качества, необходимые джазмену (помимо пресловутых слуха, чувства ритма и проч.) – это, конечно же, целеустремленность, решительность, вера в победу и самого себя. Кроме того, важно трудолюбие: занятие музыкой – это труд, которому следует себя всецело и полностью посвятить. Бывает, что люди уходят из музыки, движимые какими-либо другими приоритетами, и тогда, как правило, музыка покидает и их. Если вы хотите оставаться истинным музыкантом, то от Манукяна вам искренний совет: постарайтесь не изменять музыке!
Намерения, сила желания значит для музыканта многое. Сергей привел в пример одного из своих друзей-музыкантов, который добивался звука электрогитары на обычной акустике бесхитростного советского производства, что удавалось парню благодаря необычайной силе желания. Когда мы чего-то очень хотим, то оно в той или иной мере всегда сбывается.
Сергей – известный джазовый мультиинструменталист. В далекие семидесятые он начинал свой музыкальный путь с ударных инструментов. О пользе владения несколькими инструментами и, в частности, барабанами, он рассказал отдельно. Барабаны в первую очередь хороши тем, что развивают организацию ритма – одну из важнейших составляющих музицирования. Знание ритма, понимание его сущности дает любому музыканту колоссальные преимущества, ну а умение владеть другими инструментами (или хотя бы разбираться в принципах их использования) позволяет тонко чувствовать музыку, представлять особенности аранжировки. И все-таки здесь надо знать меру, ибо, как говорится, кто везде – тот нигде, и одинаково преуспевать на десяти фронтах на вряд ли получится.
С клавиш Манукян переместился за ударную установку, где показал замечательный, динамичный джазовый бит. Видно было невооруженным взглядом, насколько этот человек знает ритмику изнутри.
Если вас смущает, что все, что можно было сыграть, уже сыграли, то можете попросту забыть об этой отдающей обреченностью мысли. Вам вовсе не придется заново открывать Америку – сочиняйте, играйте, пробуйте, продолжая уже начатое в контексте своего «Я». Ведь и это – вполне достойная для музыканта цель. В сопровождение своей речи Манукян исполнил знаменитую «Beautiful Love» в двух совершенно разных вариантах: меланхолично-задумчивом и бойком, танцевальном.
Отдельный вопрос, не дающий покоя нашим джазистам, касается освоения сложных и непривычных россиянам афро-кубано-латиноамериканских ритмов, таких как босанова, румба и другие. Сергей явно прошел стадию их освоения уже давным-давно: демонстрация, исполненная тут же, блестяще это подтвердила. Закрепил он ее своеобразным советом: чтоб прочувствовать осваиваемый ритм и понять его, нужно его пропевать. А при достижении здесь определенного мастерства – глядишь, и барабаны как таковые не понадобятся!
Начинающему джазмену нужно знать в первую очередь две вещи. Первая – это то, что ему предстоит играть джаз. Несмотря на некоторый каламбур, это вещь вполне определенная и необходимая – трудно, плохо разбираясь в джазовой музыке, осваивать этот горизонт. Вторая вещь – умение хорошо разбираться в музыке вообще, в самом широком смысле этого слова. Чем глубже и обширнее будут эти знания, тем легче будет музыкантский путь.
Джазменам, уже начавшим, Сергей посоветовал наращивать студийное мастерство, упорно его оттачивать, анализируя собственные действия и все больше углубляясь таким образом в музыку. А это в свою очередь скажется уже на сценическом самочувствии, которому, кстати, Манукян, в отличие от многих других гостей LearnMusic, внимания практически не уделил. «Углубляйтесь в музыку – и у вас все получится!» - постулировал он.
Как правильно заметил один из телезрителей, Манукян при исполнении импровизации будто витал где-то в ином измерении, вдохновлено закрыв глаза и наполнив движения рук легкостью и плавностью, из-за чего создавалось ощущение полного отключения от реальности. Действительно, пояснил Сергей, в такие моменты думать о чем либо противопоказано, ибо отвлекает от главного – исполнения музыки. Это одна из немногих ситуаций, когда умственная активность оказывается не просто ненужной, а лишней и нежелательной.
Конечно, и в этот раз были разыграны призы. Владиславу из Сыктывкара, по всей видимости, скоро потребуется пополнение комплекта мебели, так как наши призы так и устремляются к нему сплошным потоком. На этот раз он получил мини-шейкер Meinl. «Старшего брата» этой полезной штуковины (шейкер более внушительных габаритов) заполучил Олег из г.Пермь.
Манукян успел еще вкратце осветить тему собственных релизов, на которых он участвовал и как барабанщик, и как клавишник, и как много кто еще. Этим он в очередной раз подтвердил свою репутацию как джазмена с прекрасным пониманием сущности ритма, обладателя хорошей музыкальной интуиции и глубокого знания музыки, а также как отличного импровизатора.