Репортаж: Мыкола Фёдоров
…И снова в в студии О2 ТВ/LearnMusic запахло духом далеких странствий, манящей дымкой новых горизонтов и романтикой пыльных дорог. Этот окрыляющий, свежий и чарующий бриз, пролетев по столичным будничным улицам, всколыхнув суховатую зелень древесной листвы, растрепав копну спутанных волос, пронесся по прохладным коридорам клуба и отозвался в стенах ритмичным раскатом перкуссии, звоном натянутых струн и заливистой трелью гармоники. Звуки те, резонируя и перекликаясь, сливались в самую жизнеутверждающую и свободную музыку мира – музыку blues.
Блюз, настоящий, искренний, дорожный блюз принесли нам из Европы трое замечательных музыкантов – Steve Baker, Abi Wallenstein и Martin Röttger, чье трио под названием Blues Culture колесит по материку с концертами вот уже несколько недель. Их пребывание в Москве обернулось двумя концертами в лучших столичных площадках для музыки такого формата – клубах «Дом У Дороги» и «BB King». Кроме того, они дали уникальный шанс тем, кто хочет познакомиться поближе с блюзовыми традициями и секретами мастерства – открытый мастер-класс в рамках программы LearnMusic.
Гости приехали всей компанией, однако основным ведущим сегодняшнего действа стал Стив Бэйкер, харпер-профессионал международной славы родом из туманного Лондона. Уже сорок лет Стив играет на губной гармонике, и за эти годы он снискал широчайшую известность как музыкант и преподаватель, а теперь приехал поделиться опытом с нами. Стива сопровождали его германские соратники – Аби Валленштайн, вокалист, вооруженный стильной «олдовой» гитарой, и перкуссионист Мартин Рёттгер, восседающий на своеобразном кахоне.
Стив играет, исключительно на гармониках Hohner, в разработке некоторых моделей которых он сам принимал участие. С собой он принес целый набор различных гармоник, упакованных в кармашки кожаного пояса. Еще один инструмент – харп Hohner Silver Star – предоставила компания Динатон для розыгрыша среди посетителей. Другим аналогичным призом стала дисконтная карта сети магазинов Динатон.
Аплодисменты, эфир, поехали. Посетители замерли в ожидании интереснейшей беседы, а музыканты, стартовав с одного из своих блюзовых хитов, оставили на сцене рассказчика Стива, который начал беседу.
Главное в звукоизвлечении при игре на губной гармонике – это правильная конфигурация ротовой полости, которая должна соответствовать высоте искомой ноты. Достигается такая конфигурация путем регуляции положения нижней челюсти. Выразительно жестикулируя, забавным образом вытягивая губы и челюсть, Стив подробно рассказал об особенностях анатомии рото- и носоглотки истинных харперов.
Помимо формы ротовой полости решающее значение в игре на губной гармонике имеет техника дыхания. Этому нужно уделять не меньше внимания. Основная закономерность – дыхание должно осуществляться как можно более полным объемом легких, для чего необходимо «включать» всю дыхательную мускулатуру.
Приемов и техник игры на гармонике существует великое множество. Основные из них Стив осветил в своем рассказе: игра на вдохе-выдохе, когда ритм задается с помощью дыхания, характерная для блюзовых гармоник техника «бенд» и прочие разнообразные способы построения мелодии. Новичков на пути овладения ими ожидает множество засад и подводных камней, из-за которых возникают всяческие распространенные ошибки, в основном – при неправильном дыхании и неправильном управлении полостью рта. Начинающим Стив посоветовал ряд специальных дыхательных упражнений, визуальных тренировочных приемов, последовательное произнесение гласных при игре на гармонике, а также наказал быть внимательными к вышеописанным нюансам звукоизвлечения.
Стив привез с собой целый арсенал губных гармоник, каждая из которых имеет свое особое назначение. Все они настроены диатонически, и каждая содержит ноты только одной тональности, поэтому для игры в разных тональностях нужно несколько инструментов. Кроме того, гармоники различаются строем (мажорный, минорный), что также суживает возможности их использования, а также материалом корпуса, расположением отдельных элементов и т.д.
Это что касается блюзовых диатонических гармоник. Однако имеется еще несколько иных типов харпов. Хроматические гармоники снабжены специальной клавишей-переключателем, с помощью которой можно повысить ноту на полтона. Другие харпы, используемые в основном для исполнения народных мелодий, имеют два ряда отверстий, отстроенных друг от друга, например, на октаву. Также существуют громоздкие, весящие порой около 2 кг, аккордовые и своеобразные басовые гармоники. Сам Бэйкер использует эти инструменты нечасто и в основном при работе в студии.
Зрители на этот раз активничали как никогда. Вопросы участникам трио сыпались беспрестанно, один другого интереснее. За самые лучшие двое сегодняшних посетителя были удостоены замечательными призами, предоставленными компанией Динатон.
Аби в подробностях рассказал о своей оригинальной внешности чудо-гитаре. Она, как выяснилось, имеет открытый строй, что позволяет осуществлять полноценный аккомпанемент, не утруждая себя тщательным зажиманием струн. Вдобавок к этому гитара Аби, благодаря материалу и форме корпуса, может звучать очень громко безо всякой аппаратуры, особенно при игре слайдом, что для странствующего блюзового трио, безусловно, очень ценно.
Также посетителей заинтересовала еще одна черта Аби – его фирменный хрипловатый голос, как нельзя более подходящий для блюза. «Я просто много играю на улице, и поэтому приходится постоянно перекрикивать толпу» - прокомментировал Валленштайн. При этом добавил, что ни к каким искусственным способам, таким как использование крепких напитков и прочих вредоносных продуктов, он не прибегает принципиально.
Наравне с гитарой Аби своеобразно выглядел и кахон Мартина Рёттгера. Стильный, в натуралистичных темных тонах, он был оборудован еще какими-то странными приспособлениями-«пришлепками», дополняющими ритм и делающими его намного разнообразнее. Эти нехитрые штуковины вкупе с самим кахоном практически заменяют полную ударную установку, оставаясь при этом несравнимо более компактными и удобно транспортируемыми. Мартин, улыбаясь, признался, что за кахон ему пришлось взяться из-за неимения водительских прав и личного авто.
Ну а Стив поведал еще о целом ряде волнующих публику тем. Он тепло отозвался о некоторых из наших блюзменов, с которыми Blues Culture сотрудничали на давешнем фестивале «Блюз дельты Невы». Хорошее мнение Стив выразил и касательно нашей публики – по его словам, она отличается истинной увлеченностью музыкой и выраженной открытостью и доброжелательностью.
Будущее губной гармонике Бэйкер пророчествовал очень светлое. Уже сейчас популярность этого инструмента в мире набирает обороты и распространяется как никогда, порождая новые стилистические направления музыки и дополняя старые. Все это, конечно, не может не радовать как матерых опытных блюзменов, так и начинающих музыкантов.
Стив улучил минутку щегольнуть и своей небанальной технологичной штуковиной – специальным харперским микрофоном очень удобной формы. Его можно полностью закрывать руками при игре, что дает неоспоримые преимущества. Вот только едва ли удастся такой где-либо приобрести стандартным способом – у самого Бейкера микрофон самодельный, причем собранный не без русской находчивости, которой поделился со Стивом некий российский мастер.
«Лично я могу играть блюз до тех пор, пока не умру» – особым образом подчеркнул Стив, отвечая на очередной вопрос из зала. Блюз вобрал в себя очень многое, в нем есть почти все то, что можно найти в роке, поп-музыке, фанке, техно… Блюз как стиль музыки, быть может, и не бесконечен, но, по крайней мере, очень и очень просторен, интересен, свободен. Блюз как стиль жизни – не убиваем и нескончаем в принципе. Поэтому играть именно блюз – это особенно замечательное и нескучное занятие, которому не жаль уделить и всю жизнь. А нам, представителям публики, созерцающим и внимающим, остается лишь радоваться – от души, от сердца, честно и по-настоящему – радоваться тому, что такие замечательные люди еще есть, еще играют и могут окатить нас порывом сильного, окрыляющего ветра, пронесенного по сплетениям дальних дорог и трудностям жизненных странствий и выраженного в звуках музыки blues.